Советы детского психолога
Автор - практикующий специалист, детский психолог.
Сегодня родители больше всего жалуются на неуправляемость, пассивность и лень своих чад. Многие обращаются ко мне и с нейропсихологическими вопросами: тут и трудности с концентрацией внимания, и задержка речевого развития, и, например, сложности в усвоении новой информации.
Бывает, что, формулируя ту или иную проблему, взрослые даже не осознают, что создали ее сами. Например, типичная история неуправляемого ребенка выглядит так: львиную долю времени малыш проводит с няней или бабушкой, а маму с папой видит не больше часа в день, причем на чистое общение с ними отводится еще меньше времени. Так с какой же стати детка должен слушаться людей, которые практически ничего не знают о его внутреннем мире и крайне мало участвуют в воспитании?! Согласитесь, в поведении ребенка есть определенная логика, но родители не хотят ее замечать! Им проще обвинить карапуза, чем признать его правоту и начать что-то менять: ведь для того чтобы общение с чадом действительно наладилось, понадобятся месяцы кропотливой работы, на которую, к сожалению, способны далеко не все мамы и папы. Очень часто в ответ на свои рекомендации я слышу: «Понимаете, мы много работаем, – нам некогда!» Безусловно, дефицит времени – проблема серьезная, но если бы родитель помимо деловых встреч и совещаний вносил в свой органайзер пункт «увеличить на полчаса ежедневное общение с ребенком», то постепенно ситуация бы выравнялась.
На самом деле, если бы взрослые пытались смотреть на ситуацию глазами своего чада, поводов для обращения к психологу у них было бы значительно меньше. Вот, например, такая история: родителей 6-летнего мальчика беспокоила его повышенная утомляемость и раздражительность. Жалобы звучали так: «Вечерами сын устраивает истерики и не ложится спать до 12 ночи, а по утрам он чувствует себя разбитым и не может заниматься необходимыми делами. Что же будет в первом классе?!» В ходе беседы выяснилось, что парнишка записан на теннис и английский, 3 раза в неделю ходит на курсы подготовки к школе, и при этом еще и посещает детский сад. Предложение отказаться хотя бы от одного кружка или секции мама с папой восприняли крайне негативно: «Теннис сыну очень нравится, в детском саду у него друзья, а без курсов и языковых занятий он не сможет учиться в гимназии». Тогда родителям было предложено написать на листочке три распорядка дня – свои собственные и ребенка. В результате выяснилось, что у каждого из взрослых есть 2-2,5 часа свободного времени ежедневно, а у мальчишки с трудом набралось 30 ничем не занятых минут. Эти цифры, к счастью, убедили маму с папой в том, что на карапузе лежит непосильная нагрузка, и они согласились пожертвовать некоторыми кружками. Но главное, взрослые стали относиться к сынишке с гораздо большим, чем раньше, пониманием, и истерики вскоре прекратились.
Психологи часто шутят над бытующим в народе мнением о том, что они якобы обладают готовыми рецептами решения всех на свете проблем: в массовом сознании это самое мнение выражается одним словом «Ты ж психолог!». Конечно, это не так: у психолога нет цели все знать. Задача специалиста заключается в том, чтобы помочь человеку, в моем случае – родителю, взглянуть на проблему со стороны, научить его не врать себе и не вымещать на ребенке собственные комплексы, амбиции или страхи. Вот это, на мой взгляд, психолог может и должен делать в любой ситуации.
|