МЕДИЦИНА-НН, Нижегородский медицинский сайт Статьи Мотивация пациента помогает лечению

Как Вы оцениваете нижегородское здравоохранение в целом?
 
Как часто вы болеете простудными заболеваниями?
 

Мотивация пациента помогает лечению

Новый подход к общению с пациентом успешно помогает избавиться от лишнего веса, снизить артериальное давление и продолжать лечение ВИЧ.

 

Американские исследователи активно продвигают в медицинской среде метод мотивационного консультирования, который способствует переменам в поведении пациента. По словам доктора Огюста Фортина VI (Auguste Fortin VI) из Йельской школы медицины (Yale School of Medicine), это «нечто большее, чем техника общения, это основа изменений, которые повышают мотивацию пациента лечиться и выздоравливать».

Интерактивный семинар по теме мотивационного консультирования недавно состоялся в Американском колледже врачей и специалистов по внутренней медицине (American College of Physicians Internal). Согласно этому подходу, врач не просто советует пациенту изменить поведение, а оценивает его готовность к переменам и помогает разработать стратегию для достижения цели.

По мнению доктора Фортина, мотивационное консультирование не подходит лишь для неотложных ситуаций, а в остальных случаях этого подхода могут и должны придерживаться любые врачи, когда для успешного лечения пациента требуется изменить его поведение. Это может касаться привычек питания, недостатка физической активности, алкогольной или наркотической зависимости, курения или слабой приверженности к лечению любых заболеваний.

«Метод мотивационного консультирования - это не трюк, способный заставить человека делать то, чего вы от него хотите, - отмечает доктор Фортин. - На самом деле это оптимальный способ взаимодействия врача и пациента, который должен вытеснить старый, гораздо менее эффективный стиль общения. Необходимо направлять беседу в русло, позволяющее пациенту высказать свои желания, мотивы и потребности, а также шаги, которые надо сделать для изменения ситуации. Не следует поддерживать разговор, в котором пациент выражает неспособность к переменам или отсутствие необходимости в них».

Участник семинара доктор Фрэнк Паркер (Frank Parker) из Луисвиллского университета (University of Louisville) поддерживает метод доктора Фортина: «Когда я работал с зависимыми от различных веществ пациентами, было очень важно добиться сотрудничества. Однако в любом случае, когда пациент решает изменить свое поведение не по собственной воле, результат редко бывает благоприятным. И в конечном счете врач, который не придерживается мотивационного подхода, обрекает пациента проводить больше времени в медицинских учреждениях».

«Обычно так называемое нездоровое поведение можно выявить уже при первом посещении, - говорит доктор Фортин. - Тут же следует обсудить, готов ли пациент изменить свои привычки в течение следующих нескольких недель. Если он отвечает отказом, стоит отложить разговор до следующего раза. Когда пациент не против изменений, но не уверен, с чего начать, нужно его спросить, не желает ли он выслушать две-три простые идеи, а потом поинтересоваться, пригодятся ли они пациенту. Спрашивать мнение пациента очень важно для сохранения его независимости. Часто мы пытаемся диктовать, что делать, но пациент сам выбирает, менять ли свое поведение, - а значит, ему и рулить. Спрашивайте пациента, какие идеи возникают у него самого, задавайте открытые вопросы, находите совместные решения, основанные на опыте пациента и его предпочтениях, вместо того чтобы просто давать указания. Например, полезнее спросить: «Как эта проблема отразилась на вашей повседневной жизни?» вместо: «Как давно появилась эта проблема?» Также задача врача состоит в том, чтобы помочь желающему изменить свое поведение пациенту разработать конкретный, достижимый и ограниченный временными рамками план, определиться с задачами и целями. Спросите пациента, как он считает, насколько они достижимы, если оценивать по шкале от 0 до 10. Исследования показывают, что ответ, равный 7 и выше, указывает на высокую вероятность достижения цели. Если пациент дает оценку от 1 до 6, стоит сказать: «Выше нуля, уже хорошо! Есть идеи, как повысить вашу уверенность в успехе?» В любом случае, не стоит спрашивать: «Почему не выше?» Лучше спросить: «Почему не ниже?» Тогда пациент больше склонен обсуждать изменения, а не отделываться отговорками».

Доктор Фортин также рассказал, что делать в том случае, когда пациент не может или не хочет менять свое поведение. По его словам, лучшим решением будет проявить сочувствие. «Если врач считает, что должен всегда непременно исправлять то, что ему кажется неправильным в поведении пациента, это рано или поздно приведет к профессиональному выгоранию. Порой нужно просто принять, что зачастую мы просто наблюдаем, и это лучшее, что можно сделать».

 

 

Уважаемые читатели сайта! Статьи не являются рекомендациями. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!


© 2024 МЕДИЦИНА-НН, Нижегородский медицинский портал. Все права защищены.