МЕДИЦИНА-НН, Нижегородский медицинский сайт Статьи Склонность к научному или религиозному мировоззрению может быть связана с особенностями мозга

Как Вы оцениваете нижегородское здравоохранение в целом?
 
Как часто вы болеете простудными заболеваниями?
 

Склонность к научному или религиозному мировоззрению может быть связана с особенностями мозга

Учёные из Университета Кейс Вестерн Резерв считают, что конфликт между наукой и религией может иметь свои истоки в особенностях строения и функционирования головного мозга.

Психиатры изучают склонность к научному или религиозному мировоззрению.

 

Предшествующие исследования в области когнитивной психологии показали: люди, которые верят в сверхъестественного бога или универсального духа, подавляют сети нейронов мозга, участвующие в аналитическом мышлении. Таким образом, учёные предположили, что атеисты в целом разумнее верующих. Вторые, однако, более эмпатичны и просоциальны. Также отмечено, что атеисты могут иметь и специфические отклонения в психике, в том числе и полное отсутствие сочувствия к другим.

«Когда встает вопрос «Верить или нет?», то с аналитической точки зрения он может показаться абсурдным. Но вера в сверхъестественное оттесняет критический и аналитический способ мышления, чтобы помочь нам достичь социальное и эмоциональное понимание окружающего нас мира», - объясняет Тони Джек (Tony Jack), автор работы, директор университетского Центра по изучению разума и сознания.

Исследование опиралось на гипотезу, что человеческий мозг имеет два противоположных домена в постоянном напряжении. В более ранних исследованиях эта же команда учёных использовала функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы показать, что мозг имеет аналитическую сеть нейронов, которая позволяет нам мыслить критически, и социальную сеть, обеспечивающую нас чувствами и сочувствием. Когда мы сталкиваемся с физикой или духовной стезёй, здоровый мозг запускает соответствующую сеть, подавляя в это время функции другой.

«Такие показатели схожи с философской точкой зрения, поддержанной Иммануилом Кантом, согласно которой существуют два различных типа истины: эмпирический и моральный», - объясняет Джаред Фридман (Jared Parker Friedman), научный сотрудник Центра и эксперт в области философии и когнитивной науки.

Исследователи изучили взаимосвязь между верой в бога или универсального духа с показателями аналитического мышления и нравственной неустойчивости в восьми различных экспериментах, каждый из которых включал от 159 до 527 взрослых людей. Во всех восьми группах оказалось, что чем более религиозный человек, тем он более морально устойчив. Однако причинно-следственных связей установить не удалось.

Они обнаружили, что духовная вера и эмпатия положительно связаны с частотой молитв, медитаций и других духовных или религиозных практик, но они все предопределены социальными контактами в соответствии с религиозной принадлежностью.

Некоторые думают, что можно интерпретировать поведение человека с точки зрения намеренных психических состояний, таких как потребности, желания, и установить их положительную связь с верой. Но такую закономерность исследователи тоже не нашли.

Эксперименты также продемонстрировали, что аналитическое мышление препятствует принятию духовных или религиозных убеждений. Однако, что интересно: статистический анализ объединённых из всех восьми экспериментов данных показывает, что эмпатия оказывается более важным элементом для веры, чем аналитическое мышление - для неверия. Так почему конфликт между наукой и религией настолько силён?

«Поскольку сети подавляют друг друга, они могут создать две крайности. Учитывая такие закономерности работы мозга, быть может, мы сможем найти больше причин сохранять баланс в дискуссиях с участием науки и религии», - считает Ричард Бояцис (Richard Boyatzis), профессор организационного поведения в университете Кейс Вестерн Резерв.

Людям для гармоничного существования необходимо использовать обе сети. Многие известные учёные оставались верующими, они сохраняли в себе способность увидеть, что нет никакой необходимости создавать конфликт между наукой и религией. Даже наоборот: при правильном подходе религиозные убеждения могут положительно воздействовать на научное творчество и понимание мира. Исходя из статистики, с 1901 по 2000 год 654 лауреата Нобелевской премии (то есть почти 90%) принадлежали к одной из 28 религий. Оставшиеся несколько процентов либо придерживались атеизма, либо вовсе были вольнодумцами.

Учёные согласны с новыми атеистами, что отсутствие аналитического мышления порождает конфликты и даже войны. Однако, фашизм, коммунизм и евгеника также нанесли истории колоссальный ущерб.

Что же делать? Верить или не верить? Конфликт «двух нейронных сетей» возможно избежать, если всегда помнить об одном.

«Религия не может рассказать нам о физической структуре мира, но наука не может рассказать, как построить смысл и определить цель нашей жизни», - отмечает Тони Джек.

 

Уважаемые читатели сайта! Статьи не являются рекомендациями. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!


© 2024 МЕДИЦИНА-НН, Нижегородский медицинский портал. Все права защищены.